Фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» считается шедевром мирового кинематографа. Лента стала единственной советской картиной, получившей «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля. Сыгравшая в фильме актриса Татьяна Самойлова прославилась на весь Союз. Однако создатели ленты допустили четыре киноляпа. Подробности — в материале NEWS.ru.
Пьеса Виктора Розова «Вечно живые», по которой был снят фильм «Летят журавли», была опубликована за 13 лет до выхода картины. В 1957 году режиссер Михаил Калатозов предложил ее автору вместе написать киносценарий.
Сюжет пьесы постоянно менялся. В ней появились сцены бомбежки Москвы, гибели родителей Вероники, спасения ребенка на мосту и смерти Бориса. На «Мосфильме» долго не могли вынести решение, стоит ли показывать измену главной героини. Поскольку было невозможно убрать эту сцену из сюжета, ее оставили с пометкой «спорно».
Калатозов сразу решил взять на главную мужскую роль (Борис) Алексея Баталова, а актрису, которая стала бы его партнершей, пришлось искать дольше. После проб утвердили Елену Добронравову, но когда оператор Сергей Урусевский увидел фильм «Мексиканец» с начинающей актрисой Татьяной Самойловой, то сразу предложил ее кандидатуру. Калатозову понравилась артистка, Розову же она показалась слишком молодой для такой роли, к тому же он искал блондинку, а не брюнетку.
Во время работы над драмой «Летят журавли» оператор использовал нестандартные приемы. Чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, Сергей Урусевский построил макет трехэтажного лестничного колодца. В центре он поставил металлический столб, к которому прикрепил операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского вровень с актером.
На съемках прохода разведчиков работники площадки несколько часов носили лежащего на железном листе оператора. Актерам тоже пришлось непросто. Во время работы над картиной у Татьяны Самойловой диагностировали туберкулез, Алексей Баталов попал в больницу из-за неудачного дубля. Когда его герой дрался с солдатом, он должен был одним ударом сбить противника с ног. Партнер по кадру потянул Баталова за собой, и Алексей упал на обрубленный куст. В итоге, исполнителю роли Бориса пришлось делать срочную операцию на лице.
Как фильм «Летят журавли» попал на Каннский кинофестиваль
Лента «Летят журавли» вышла в прокат в 1957 году. Но реакция на фильм была неоднозначной. Никита Хрущев назвал героиню девушкой легкого поведения, а критики восхищались художественной работой оператора.
20-летний Клод Лелуш, будущая легенда французского кино, снимал документальный фильм об СССР и оказался на «Мосфильме» во время съемок пробега Баталова по лестнице. Он был настолько поражен работой советских кинематографистов, что связался с директором Каннского фестиваля. Так лента Калатозова попала в основной конкурс под названием «Когда улетают аисты», потому что фраза «Летят журавли» в переводе на французский имела двойное значение. Картина получила главный приз Канн.
Несмотря на неоспоримый статус фильма и революционные идеи его создателей, внимательные зрители заметили несколько киноляпов.
- В самом начале фильма ранним утром 22 июня над центром Москвы летит журавлиный клин. Этот киноляп отсылает к названию знаменитой картины. И несмотря на поэтичность задумки, это не могло произойти в реальности;
- Когда герои Алексея Баталова и Татьяны Самойловой гуляют по набережной Москвы-реки, их окатывают водой из поливальной машины. Специалисты определили ее модель. Это ПМ-10, которую производили с октября 1957 года по декабрь 1964-го. Таким образом, она никак не могла использоваться во время Великой Отечественной войны. Предыдущая модель ПУ-7 выглядела по-другому;
- В одной из сцен почтальон приносит письмо пожилой женщине. Она говорит ему: «От сына с Первого Украинского». После этого Юрий Левитан по репродуктору сообщает о разгроме немцев под Сталинградом. Вот только битва под Сталинградом была 2 февраля 1943 года, а Украинский фронт образовали 20 октября 1943 года, только спустя восемь месяцев;
- В самом конце фильма есть эпизод, когда героиня Татьяны Самойловой ищет персонажа Алексея Баталова среди прибывших на вокзал. Зрители видят, как военный подбрасывает в воздух ребенка. На следующем кадре крупно снят малыш, позже оператор вновь показывает общий план. Только в этой сцене появляется уже другой ребенок.